Музыка интеллекта

Определение ведущего типа познания у детей.

Автор статьи - к.п.н. Алиса Самбурская,
сайт "Музыка интеллекта" http://alicepush.ucoz.ru/


"Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки на деревьях, улыбающиеся лица прохожих? Или, может, радостное чириканье воробьев и рев проезжающих машин? А, может, вы сразу почувствуете теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, взметнувший края вашей одежды? Не случайно объектом вашего внимания в первую очередь станут телесные ощущения, звуки или зрительные образы" (из книги Д.Фриман).
Информацию об окружающем мире мы получаем посредством ощущений, которые возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Как известно, этих чувств у нас пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. В отличие от ощущений, которые находятся в нас самих, воспринимаемые образы предметов локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. (Р.С.Немов «Психология», М.1999г.).
Процесс восприятия помогает нам объединять отдельные свойства предметов в целостный образ. Конечно, этот образ складывается в результате взаимодействия, скоординированной работы сразу нескольких анализаторов. Например, при виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусовые, обонятельные и осязательные впечатления. Тем не менее, один из анализаторов получает наиболее значимые признаки о свойствах воспринимаемого объекта, перерабатывает больше информации. В зависимости от этого различают и виды восприятия: зрительное, слуховое и осязательное восприятие.
В семидесятых годах Ричард Бендлер и Джон Гриндер разработали так называемую Нейролингвистическую Программу, с помощью которой учеными изучались приоритетные способы восприятия взрослым человеком новой информации. В соответствии с ними Р.Бендлером и Д.Гриндером были выделены визуальный, аудиальный и тактильный типы. Приблизительно в это же время Лорен Брэдвей также обратила внимание на наличие у детей индивидуальных особенностей усвоения информации и отметила влияние этих особенностей на способность к обучению. Она также пришла к выводу, что ведущий способ познания является врожденной особенностью человека. В зависимости от того, каким образом дети предпочитают усваивать информацию – глазами, ушами или посредством осязания и движений, Л.Брэдвей предложила употреблять такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель». Мы также будем придерживаться этой терминологии, а ведущий способ познания будем называть зрительным, слуховым или деятельностным.
В случае раннего определения ведущего способа познания ребенка у родителей и педагогов появляется возможность во время игр, общения и занятий с ребенком привить ему недостающие навыки и развить имеющиеся. Вы спросите, зачем все это нужно – ну и пусть себе познает мир как ему удобнее! Однако для ребенка очень важно достичь определенного баланса в способах познания, поскольку вся наша жизнь и в частности обучение в школе апеллируют сразу ко всем органам чувств ребенка. Речь учителя и работа со звуком рассчитаны на слуховое восприятие, цифровой ряд, чтение – на зрительное, так что ребенок, вынужденный получать информацию преимущественно одним способом, неизбежно отстает в своем развитии от сверстника, у которого активно задействованы все способы познания. Б.А.Хилл считает, что существует определенная связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками – теми, что позволяют визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить полученную информацию, - и успешной учебой ребенка в школе.
Следует отметить, что речь не идет о том, что какой-то из способов познания правильный или неправильный. Разумеется, не следует развивать какой-то один тип познания, игнорируя остальные. Способы познания не всегда однозначно выражены и часто встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель. В этом случае, по нашему мнению, зрительный и деятельностный способ восприятия новой информации могут менять свою приоритетность в зависимости от внешних влияний, но все равно остаются ведущими на протяжении всей жизни человека.
Как известно, у ребенка в возрасте от 4 до 7 лет ведущим видом деятельности, в процессе которого и происходит познание окружающего мира, является игра. Следовательно, большую часть информации о ведущем способе восприятия ребенка мы можем почерпнуть из наблюдений за его игрой. «Зритель» предпочитает красочные игрушки, плюшевых зверюшек, конструкторы, мозаики, книжки с картинками, рисование красками, наборы детской посуды, солдатиков и т.п. «Слушатель» обожает, когда ему читают, с удовольствием слушает кассеты и диски с музыкой и сказками, игрушки предпочитает звучащие или с «шумовыми эффектами» - музыкальные инструменты, детский радио-микрофон, пистолет, «мобильный телефон». «Деятель» больше всего любит подвижные игры, лазить по шведской стенке, бегать, гулять на улице, кататься с горки или на качелях, играть с мячом, кататься на роликах, санках, самокате или велосипеде. Что касается общения, то больше всех любит поговорить «Слушатель», речь его удивительно чистая. «Зритель» использует в своей речи чаще всего короткие предложения, иногда говорит непонятно. «Деятель» же больше полагается на неречевые способы общения. В зависимости от ведущего типа познания находятся и детские эмоциональные реакции. «Зритель» чаще всего выражает свои эмоции при помощи мимики, про таких говорят «все на лице написано». «Деятель» - с помощью жестов и движений. «Слушатель» - при помощи интонации и словесных описаний.
Нами был разработан специальный тест для родителей, позволяющий более или менее точно определить ведущий способ познания у ребенка от 4 до 7 лет. Родителям предлагалось ознакомиться с вопросами теста и выбрать наиболее подходящий вариант ответа из предложенных. Каждый вариант ответа соответствовал определенному способу познания. Характерным для ребенка типом восприятия является тот, который в результате насчитывает наибольшее количество баллов.
Определение ведущего способа познания ребенка 4-7 лет.
Тест для родителей.
1. Любит ли ваш ребенок поговорить?
а) Он очень рано начал говорить; любит придумывать новые слова, разговаривать по телефону; иногда я даже устаю от его болтовни.
б) Разговаривает «по делу», не утомляя лишней болтовней;
предложения очень информативные и лаконичные.
в) Разговаривать ему некогда, ему надо действовать!
2. Какая формулировка больше всего подходит вашему ребенку?
а) Он может долго сидеть на одном месте, особенно если смотрит мультики или во что-то играет.
б) Просидеть 5 минут на одном месте – это уже рекорд!
в) Почему бы не посидеть и не послушать, о чем говорят взрослые?!
3. Что ваш ребенок любит больше?
а) помогать вам в работе по дому; бегать, прыгать
б) смотреть на себя в зеркало, изображать кого-то
в) танцевать, петь, рассказывать стихи
4. Как вы можете охарактеризовать речь вашего ребенка с точки зрения звукопроизношения?
а) Он не выговаривает лишь несколько звуков в допустимых пределах для своего возраста. (вариант ответа для детей 6, 7 лет - Речь соответствует возрасту.)
б) Иногда даже я плохо понимаю, что он говорит из-за того, что у него «каша во рту» или он очень торопится. (вариант ответа для детей 6, 7 лет - Есть некоторые речевые нарушения.)
в) У него очень чистая речь! (вариант ответа для детей 6, 7 лет - Речевое развитие выше возрастных норм.)
5. Если ребенок вас не слушается, какой метод из перечисленных вероятнее всего возымеет действие:
а) мне достаточно строго и сердито посмотреть на него, погрозить пальцем
б) приходится повышать голос или кричать, хоть я этого и не люблю
в) иногда приходится как следует шлепнуть
г) лучше всего действует лишение удовольствия (указать какого - «Не пойдешь гулять!», «Не буду читать сказку!», «Никаких мультфильмов!»)
6. Какие игрушки из перечисленных любит больше ваш ребенок?
а) лучшая игрушка – велосипед или мяч!
б) музыкальные инструменты, пистолеты, шумелки-гремелки
в) конструктор, кубики, куклы, солдатики, пазлы, лото с картинками
7. Что любит больше?
а) рисовать
б) слушать кассету со сказкой в исполнении артистов
в) танцевать
8. Как он себя ведет, когда ему читают книжку?
а) Любит заниматься своими делами и время от времени подходит, чтобы перевернуть страницу или посмотреть картинку.
б) Долго может сидеть и слушать, как ему читают.
в) Если в книжке нет картинок, то она неинтересная! Любит соотносить рассказ с изображением на картинке.
9. Как он выражает свои эмоции чаще всего?
а) при помощи интонации, фразами типа «О, боже!», очень театрально, иногда даже наигранно
б) при помощи мимики - все на лице написано.
в) при помощи жестов, движений (прыгает от радости; падает на пол, когда рассержен и т.п.)
10. Для того, чтобы он запомнил правила игры, ему достаточно
а) просто рассказать правила игры
б) продемонстрировать правила на примере
в) легко сам разберется в процессе игры
11. Как вы считаете, какой способ восприятия новой информации у вашего ребенка развит больше остальных: зрительный, слуховой или деятельностный?

№ вопроса Зритель Слушатель Деятель
1 б а в
2 а в б
3 б в а
4 а в б
5 а б в
6 в б а
7 а б в
8 в б а
9 б а в
10 б а в

В ответе на 5 вопрос теста при выборе варианта г), балл получает тот вид восприятия, которого лишается ребенок. Если, например, для ребенка нет страшнее наказания, чем не идти гулять, значит балл ставится в колонке «Деятель». Если на него лучше всего действует угроза «Никаких мультиков!», значит ставим балл в колонке – «Зритель» и т.д.
Следует особо обратить внимание на последний 11-й вопрос теста, который также получает дополнительный балл. Часто родители отвечают на этот вопрос не объективно, а приписывая своему ребенку именно тот способ познания, который они считают «наилучшим» и который они хотели бы видеть у своего ребенка. Тем не менее, это указывает нам на то, какой именно способ восприятия у ребенка родители поощряют и развивают больше остальных.
Итак, ведущий способ восприятия новой информации оставляет за собой приоритет на всю жизнь, но «подтянуть» остальные способы познания до уровня ведущего и достичь определенного баланса между различными навыками восприятия можно, вовлекая ребенка в определенные виды деятельности.
Создавая определенные условия для развития ребенка, внимательные родители и педагоги могут целенаправленно развивать недостающие зрительские, слушательские или деятельностные навыки у ребенка, удовлетворяя при этом и его приоритетные потребности восприятия. При этом необходимо учитывать характерный для ребенка способ познания (иначе игра просто не вызовет у него интереса) и предлагать малышу такие игры и занятия, в которых бы сочетались имеющиеся навыки с теми, которые необходимо развить. Например, для развития навыков зрителя у «слушателей» и «деятелей» можно предложить детям рисование яркими фломастерами или красками (работа с ножницами и бумагой, пластилином и т.д.) под музыку или пластинку со сказкой. Для развития навыков слушателя у «зрителя» можно читать ему вслух раскладывающиеся книги с объемными красочными иллюстрациями. Для развития слушательских навыков у «деятеля» подойдет игра в жмурки или прятки, в которой нужно находить игроков по голосу или по определенному звуку.
Важно своевременно определить ведущий способ познания ребенка, в этом случае у родителей и педагогов появляется возможность оказать необходимое влияние на развитие и обучение ребенка, на его уверенность в собственных силах и на его общение с миром.


ДРУГИЕ СТАТЬИ

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz