Музыка интеллекта- ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Не учите малыша читать по буквам!

Автор статьи - к.п.н. Алиса Самбурская,
сайт "Музыка интеллекта" http://alicepush.ucoz.ru/


"Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные фонематические «элементики».
Установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то есть буква - звук - слог - слово) изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию истощения нервно-энергетического потенциала, ситуацию ранних психических и телесно-моторных нарушений.
Вот почему многие специалисты настойчиво рекомендуют повсеместно отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье" (В.Ф.Базарный).


В.Ф.Базарный, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, доктор мед. наук.
пишет:
«За любое методическое несовершенство, тем более любое методическое отклонение от природосообразной физиологии ребенка, наши дети расплачиваются телесно-моторным и духовно-психическим недоразвитием, а нередко и подрывом жизнеспособных сил.
Анализируя на протяжении двух десятилетий педагогическую практику, прихожу к неутешительным выводам: рост педагогического мастерства дается ценой глубокого закрепощения нравственных, психических и телесных потенциалов у целых поколений народа, ценой навсегда угасшей искры любознательности и самотворчества".

НЕМНОГО О МОЗГЕ
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.

По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке, ГЛОБАЛЬНО. Эта способность позволяет младенцу справляться с тем огромным потоком информации, который обрушивается на него сразу же после рождения.
Заставляя ребенка работать с любыми знаковыми системами - буковками, схемами, транскрипциями, условными обозначениями (руками-ногами, палочки-галочки) и пр. - мы апеллируем к логико-знаковому мышлению, которое еще не сформировано у маленьких детей. Вот почему многие родители, пытающиеся обучить своего малыша читать традиционным звуко-буквенным способом, сталкиваются с большими трудностями.

ВОПРОС: - «А как же мы все учились читать по буквам – и ничего, вроде, не «психи»?»

ОТВЕТ: Да, мы все учились по традиционной звуко-буквенной системе. В 7 лет - когда приходили в школу (как раз время, когда мозг сформировался). В ситуации школьного обучения, когда научить нужно всех и сразу - звуко-буквенная система как нельзя кстати - в том-то и дело, что по ней ЛЕГЧЕ УЧИТЬ, но не УЧИТЬСЯ. Кроме того, напомним, что этот левополушарный способ обучения для 7-летнего ребенка вполне приемлем. Но речь идет про обучение двухлетних малышей! Вряд ли можно было лет сорок-тридцать- и даже двадцать лет назад встретить двух-трехлетнего читающего малыша, а сегодня этим никого не удивишь.

Да, нас учили... А точнее, - нас пытались учить, а вот по какой системе мы научились читать - это еще вопрос. Многие взрослые вспоминают, как им в детстве родители писали на морском берегу слово "мама", или читали вывески "продукты", "молоко" и т.д. Вполне возможно, что дети, которые рано научились читать (в то время, я имею в виду) - это были именно те дети, которые сами учились читать "глобально".

Что касается психического и моторного закрепощения в результате побуквенного обучения маленьких детей - но ведь оно есть. Это крайняя форма, а самая "безобидная" форма такого закрепощения - это безграмотность, безразличие к родному языку, книгам и т.д.
Насилие до добра не доводит. А стимуляция несозревшего левого полушария у малышей - не что иное, как насилие!



ВОПРОС: -Так может не стоит малышей учить читать? По любой методике. Я имею в виду именно малышей - 2-3 года.

ОТВЕТ: Может, конечно, и не стоит, особенно, когда не уверен, что сделаешь правильно.
Тем не менее, японцы считают, что "после трех уже поздно" (знаменитая книга Масару Ибука так и называется). А многие психологи, педагоги и нейрофизиологи утверждают, что самое золотое время для любого обучения, для закладки всей интеллектуальной базы на всю жизнь - это именно возраст до 7 лет, так как это период развития мозга, период формирования мозговых структур и межнейронных соединений, период становления личности и характера человека.
К 7 годам - процесс формирования мозга и межнейронных соединений практически закончен, в результате чего эффективность процессов восприятия снижается, по данным специалистов, в 80 (!) раз!

Да, собственно, это вам решать - обязательно или нет учить ребенка читать до школы. Просто до пяти лет развивается мозг человека, к трем годам он созревает на 75%, а к 5-6 - на 90%. А созревание нейронных структур напрямую зависит от тех стимульных внешних воздействий, которые оказывает окружающая среда. В лимбической системе (которую некоторые ученые в шутку называют "центром зомбирования" происходят процессы импринтинга - запечатления неких образцов, которыми впоследствии руководствуется человек в течение последующей жизни, поэтому необычайно важно ЧТО видит, ЧТО слышит ребенок в этом возрасте, КАКИЕ ЭМОЦИИ испытывает и т.п. И менно в этом возрасте закладываются комплексы, с которыми человек потом всю жизнь борется (или НЕ борется), закладывается мироощущение и отношение к себе; в этом возрасте формируется характер человека, и только в этом возрасте можно на него влиять, у человека появляются прямохождение, мышление, самосознание, речь... И все это возможно ТОЛЬКО в условиях стимульных воздействий извне.

Другими словами, если ребенка поместить в черную комнату и лишить его общения и всяческих внешних стимулов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), то его психические функции НЕ разовьются, несмотря на то, что генетически они заложены.

Кстати, многим хорошо известны исследования с детьми-Маугли. Эти дети демонстрировали "волчье мышление", имели все повадки волков и передвигались на четырех лапах, т.к. жили в волчьей стае. С этими детьми проводилось множество исследований, наблюдений, но их так и не смогли научить говорить, поскольку их обнаружили уже в возрасте, в котором мозг сформирован. (Ну, если быть точной, их удалось обучить всего лишь 10 словам).

Обучение в период формирования мозга для ребенка физиологично и просто. Оно дается ему гораздо легче, чем любое последующее обучение во взрослом возрасте. Разумеется, при условии профессиональной компетентности обучающего. Обучение в этом возрасте ОБОГАЩАЕТ развитие ребенка и КОНСТРУИРУЕТ его мозг, создавая огромное количество межнейронных связей, которые только вэтот период способны создаваться в огромном количестве.

Только представьте себе, 90% межнейронных соединений - к семи годам, и только 10 % - на всю оставшуюся жизнь! СКОЛЬКО нейронных связей будет включать в себя этот процент, зависит от раннего развития.

Метафора:-):
Любое зерно, любая семечка содержит в себе колоссальный потенциал для жизни и все необходимые гентические закладки. Но если бросить эту семечку на бетонную плиту, то из нее так никогда и ничего не произрастет.
Если кинуть эту семечку на землю, то худо-бедно, сквозь ветра и снега, она, может быть, прорастет как-нибудь, и даже, возможно когда-нибудь превратится в дерево. А если еще повезет, и ее польет дождик и пригреет солнышко, то шансов получить дерево еще больше.
Но если мы заботливо эту семечку посадим в подготовленную плодородную почву, да еще будем чистой водицей поливать, да сорняки выдирать, пока росток пробивается, то шансы получить раскидистое и плодовитое дерево становятся совсем явными.

Вот почему НА МОЙ ВЗГЛЯД все базисные интеллектуальные навыки - и навык чтения в том числе - нужно формировать у детей до пяти лет.

Знаете, почему некоторые люди так пугаются словосочетания "раннее развитие"? Потому что не представляют себе, что учить можно без принуждения, без мучения, без трудностей, а легко и радостно. Не представляют, потому что их ТАК не учили.
Да, все мы выросли «умными и хорошими», но это не значит, что система образования, в которой мы росли - безупречна.

Что такое "глобальное чтение" и с чем его едят?

О ЧЕМ СПОРИМ?
Неприятие к теме раннего развития может вызываться либо у людей, которым очень не повезло с учителями и у которых процесс обучения ассоциируется с непосильной и нудной работой («изверги, отцепитесь от ребенка, не лишайте его детства!»), либо у людей сильно закомплексованных, рассуждения которых отдают ленью и дилетантством («придет время, сам всему научится», «в школе научат», «нам это еще рано» и т.п.).
Когда на улице вы встречаете маму с ребенком и видите, как она долго рассказывает малышу о прилетевших птичках – о том, какого они размера, оперения, как называются, как каждая их них щебечет, какую еду каждая предпочитает – что это, по-вашему, если не обучение?
Почему-то многие считают, что запомнить и идентифицировать понятие «собака», а значит и всех собак разного размера, разного окраса, разной породы, масти и т.д.– это легче, чем идентифицировать графический объект-слово «мама» – который имеет вполне ясный и конкретный смысл? Ребенок с легкостью воспринимает и запоминает до тысячи зрительных и слуховых объектов в день. Это трудно понять взрослым, для взрослых гораздо проще запомнить алгоритм, формулу и действовать в соответствии с правилом. Они считают, что ребенок тупее их, и раз они - «такие умные» - до этого не доходят, то ребенку это и подавно неподвластно.

Давайте разберемся, о чем мы спорим. Родителей угнетает то, что ребенок умеет в четыре года решать дифференциальные уравнения? А что в этом плохого? Или все-таки, мы беспокоимся о нервной системе ребенка? Но это же разные вещи, дорогие мои!!!
Значит, вопрос и суть спора заключаются в том, что родители не верят или боятся поверить в то, что ОБУЧАТЬ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА МОЖНО БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ЕГО ЗДОРОВЬЯ. Можно! Ответственность за обучение малышей лежит только на плечах педагогов и только от педагога, от его профессионализма зависит, "поможет ли" та или иная методика овладеть ребенку какими-либо знаниями и умениями.

Вот о чем и нужно спорить: о том КАК учить, а не о том, НАДО ЛИ.

Маленьких детей нужно учить читать только ГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ, т.е. целыми словами. Авторами этого метода (который родился примерно в 50-годы XX века) можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения...и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ребенок умеет:
- читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,
- читать целое слово,
- он может прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам,
- он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации).
Просто обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме – примерно по таким же законам, как обучение устной речи.

Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания и пр. – это естественный процесс, мы просто с ним разговариваем и создаем для него условия, в которых он воспринимает правильную устную речь – воспринимает глобально. Он просто элементарно впитывает и запоминает возможности использования родного языка - слов и их сочетаний, без всякой опоры на правила. Мы даже наоборот всячески поощряем его (ребенка) словотворчество и «умные ошибки», которые начинают возникать именно тогда, когда мозг накопил определенное количество речевой информации и начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение (в глобальном методе) письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении (признаки дислексии).

При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки:
- Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
- Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, «бухштабируются», нанизываются одна на другую. Например, РАМА - Р,А,М,А.
- Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
- Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса чтения.
- Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Здесь важно отметить тот факт, что существование ошибок чтения у детей еще не доказывает наличия дислексии. Аналогичные ошибки могут встречаться и у ребенка не страдающего дислексией. В этом случае, ошибки будут иметь случайный характер и причиной таковых будет являться невнимательность, недостаточность процессов контроля при чтении вследствие утомления ребенка.
Ошибки чтения могут возникать у всех детей, начинающих читать, но только не у детей, которые учатся читать глобально. Все перечисленные выше ошибки НЕВОЗМОЖНЫ, ЕСЛИ ВЫ УЧИТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ГЛОБАЛЬНЫМ МЕТОДОМ. Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.


ВОПРОС: -Не мешает ли непобуквенное обучение возникновению у ребенка фонематического чутья? Ведь буква - это знак фонемы, русское письмо фонематичное. И именно фонема помогает постичь системность языка, смысл написания слов - а главное, их связь между собой, их общность.

ОТВЕТ: Говоря, что «фонема помогает постичь системность русского языка, смысл написания слов», вы, скорее всего, имели в виду, что фонетическая работа, а также работа над составом слова – способствуют формированию навыков ПРАВОПИСАНИЯ.
Работа с фонемами, любой анализ – это лингвистическая работа, которая никак не связана с основной целью чтения (как процесса). Это другой предмет. Орфография, фонетика, лексика, синтаксис.... – это не чтение.
Поскольку мы выяснили в самом начале, что глобальная система никоим образом не отрицает звуки и буквы, «непобуквенное обучение» не означает отрицания букв и звуков вообще. Иными словами, глобальный подход не является препятствием для понимания фонемы и процесса словообразования, вопрос обязательности фонетической работы не стоит – фонетическая работа нужна. Но не для того, чтобы «зачитать». А для того, чтобы грамотно писать.

В этой связи невозможно не вспомнить уважаемого мною господина Эльконина, который уделяет огромное значение фонетическому анализу. Он считает, что процесс анализа слова должен идти параллельно с процессом обучения чтению. Я же считаю, что такой подход для маленьких детей (в возрасте до 5-6 лет) – неприемлем в силу физиологических причин (я писала уже про ведущее правое полушарие и т.д.). Это насилие.
Не исключено, что и сам Эльконин не одобряет неправильное использование его методики. Безусловно, система его была придумана не для маленьких детей, а стремление объединить процессы (чтение+лексико-фонетико-орфографический анализ) вызывает только самые положительные эмоции (глобальный подход!).
Не секрет, что использование элькониновской системы в детских садах и прогимназиях дает обратный эффект – возникает ступор, путаница в мозгах, на понимание фонетического анализа затрачивается продолжительное время (а ведь все гораздо проще и легче!) - детей загружают огромным количеством условных обозначений - и, придя в школу, ребенок пишет «йожик пад йолкай».
Но не методика виновата, а педагоги, которые не учли определенных факторов развития детей.
Учить маленьких деток – МОЖНО, но по специально созданным ДЛЯ НИХ технологиям, а не по технологиям школьного обучения – в этом и состоит «основной вопрос философии» ранней педагогики.

Поэтому я убеждена, что знакомить со звуко-буквенным анализом (а также составом слова и т.п.) нужно уже читающих детей. Для читающего четырехлетнего ребенка это не составляет никакого труда.
Как показывает мой опыт работы с данной системой, «глобальные» детки гораздо быстрее и легче овладевают приемами звуко-буквенного анализа, – буквально за один день. Безошибочно рисуют фонетические схемы, с удовольствием записывают транскрипции.
И при этом начинают СРАЗУ грамотно писать (в отличие от «звуко-буквенных» детей), поскольку к их зрительным закрепленным реакциям добавляются уже осознанные правила.

Если я правильно вас поняла, то под "фонематическим чутьем» вы подразумеваете способность человека чувствовать нужную фонему при написании слова, так? Это возможно только в случае имеющегося в мозге человека зрительного образа СЛОВА. Ведь для того, чтобы написать грамотно, например, слово «девОчка» - недостаточно просто запомнить абстрактную гласную «О» и правило «ЧК-ЧН – пиши без Ь» - необходимо запомнить место этой гласной «о» в слове, и осознать присутствие сочетания «ЧК» в слове – иными словами, нужно запомнить все слово целиком – не правда ли?
Для «глобального» ребенка (бедные дети, как их только не обзывают! ) нет другого образа, кроме как «девочка». Его просто нет. «Глобальный» ребенок просто не представляет как можно написать «довочка» (бывает и такое – ведь надо «о» запомнить!) или «дивочка», двочка ( надо запомнить «о» - на другие гласные «не отвлекаемся» ) или «девочька». Ребенок не собирает образ по частям и крупицам, у него этот образ уже собран. А потом соберется образ и у «звуко-буквенного» ребенка – после многократного прочтения и написания этого слова, но это будет потом... результат тот же, а сколько потрачено времени и нервов? а где же радость от процесса? А еще и не факт, что результат будет – объявят, что ребенок – «не гуманитарий», и все успокоются.

ВОПРОС: - Ага. Со времен Великого Новгорода учили детей читать по слогам, многие народы даже Слоговое письмо создали, а тут вот нашелся самый умный, который все наоборот доказал! Мило. Не верю.

ОТВЕТ: Из своего опыта педагогической деятельности (а ведь сначала и я детей по буквам читать учила - правда, первоклашек...) - так вот, из опыта могу сказать: родители, которые сначала учили с ребенком буквы, а затем ожидали, что он зачитает, все жаловались на одно и то же: буквы знает, а читать не может. Или соединяет именно буквы - то есть читает не "мама", а "мэамэа" или «эм-а-эм-а». Или, если даже и читает, то "ненавидит все это чтение!". Еще бы, ведь это действительно трудно и нудно. Для того, чтобы прочитать слог, ребенку нужно воспользоваться формулой, которой его научили взрослые, использовать элементарную логику, и - никакого открытия!
Открытие - это когда ребенок сам доходит до какой-то технологии, и происходит это открытие именно в результате глобального чтения!

Сначала ребенок накапливает определенную информацию, запоминая зрительно графические объекты (слова) с определенным ПОНЯТНЫМ смыслом. А затем вступают в работу следующие механизмы: анализ, сопоставление, синтез. Ребенок начинает понимать, что все слова состоят их схожих элементов, наблюдает и делает выводы - самостоятельно: вот в слове "мама" есть "ма" и в слове "машина" есть "ма", и в слове "панама", и в слове "карман"... а в слове "молоко" - нечто среднее между "ма" и "мо", а написано "мо"... Вот это и есть открытие! А обучая звуко-буквенным способом (мало того, что он совершенно не физиологичен для маленьких детей) - мы наоборот убиваем у ребенка всякое творчество, как бы не доверяем ему, навязываем готовую технологию, формулу.
К тому же, представьте, сколько операций должен произвести ребенок, читая по буквам! Вот послушайте грамотное объяснение учителя (звуко-буквенный способ):
...вот буква "эм", она обозначает два звука [м] и [м''], а вот буква "а", которая обозначает звук [а], буковки мы видим и пишем, а вот звуки мы произносим и слышим. Если мы соединим звук [м] и звук [а], то получится "ма". Вот мы и прочитали слог "ма"... (к концу объяснения дети уже спят). Ну и что? Какой в этом "ма" смысл? А сколько времени потрачено на ненужные объяснения? А ведь ребенок, как правило, сразу задает "каверзные" вопросы: «а где бывает звук [м'']?», «а если мы его соединим с "я"?» и пр. А почему тогда получается "мя", а не "мья"?
Поверьте, я начинала работать еще в начальной школе 13 лет назад, и учила детей этим самым звуко-буквенным способом - все "дыры" этого способа хорошо известны. Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале - узнаем смысл написанного.
В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов (как примеры решаем), а чтобы понять "о чем тут написано?"
Особенно страдает грамотность. Не секрет, что грамотно пишут те люди, которые много читают. Это легко объяснимо - читая, мы воспринимаем слово ЦЕЛИКОМ и зрительно запоминаем его написание. До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям.

Простой пример:
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго
унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде
рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и
пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут
селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея
без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем
не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
(тут можно улыбнуться)

Ценность глобального способа для детей и заключается в том, что позволяет обучать ребенка от общего к частному, учитывая свойственную ему «правополушарность».
Таким образом, нет никакого смысла доводить ребенка окольными путями к глобальному чтению, когда можно сразу давать ему возможность видеть целое слово, и даже предложение. А до технолог

Рассказываю, как делать карточки и как ими пользоваться!

Карточки должны быть большие - шрифт высотой 10см, красного цвета. Карточки делаются из белой плотной бумаги. Я в свое время писала слова по трафарету и раскрашивала ночи напролет красной краской. И совершенно не жалею об этом! Они получились очень красивые и энергетически наполненные!
Конечно, сейчас продаются карточки готовые, и, если у вас совершенно нет времени на их изготовление, то можно и купить. Но все же лично я покупным карточкам не очень-то им доверяю. Еще пять лет назад эти карточки "продажные" были неправильные - бумага тонкая, держать неудобно, лист просвечивается, шрифт какой-то тусклый... Не знаю, может, сейчас сделали хорошие... И все же - лучше делать самим - ведь тогда вы будете читать с малышом именно те слова, которые ЕМУ интересны,которые вы придумали ДЛЯ НЕГО, а не те, которые типография придумала. К тому же ваши карточки будут наполнены любовью к ребенку, да и такое огромное количество слов, как предлагают в готовых наборах, вам, скорее всего, и не понадобится (фото карточек вы можете посмотреть по ссылке внизу страницы).
Расскажу как примерно делала я:
1 этап. Чтение знакомых и родных слов - существительные(типа мама, папа,баба, деда, братик,тетя, дядя, имя самого ребенка должно быть обязательно,имена родителей, сестер, братьев, друзей, кошек, собак, которые в доме живут и т.д.) мяч, Мишка (любимые игрушки), предметы, которые окружают дома (стол, стул, пианино, телевизор и т.д., одежда и другое - сами придумаете.
Затем глаголы в неопределенной форме: читать, играть, есть, пить, спать,гулять, одевать и т.д.
Затем прилагательные: сначала цвета: красный, зеленый, синий (кстати, отлично помогает заодно и цвета запомнить, если, разумеется, иллюстрировать слова соответствующим цветом).
Тут незаметно начинается 2 этап: чтение словосочетаний: красное яблоко,зеленая шапка. Сначала словосочетания с названиями цветов (естественно, словосочетания составляются из уже знакомых слов или хотя бы одно слово должно быть знакомым). Потом проходятся опять прилагательные - противоположности - типа - мягкий-твердый, холодный-горячий и т.д. Затем словосочетания с этими прилагательными: "холодная вода" - хорошо составлять так, чтобы одно слово было знакомое, а второе - новое. Словосочетания из двух существительных - типа - шум ветра...
"Знакомым" слово считается, если Вы показали его ребенку 15-17 раз - то есть три показа в день по 15 слов (15секунд! - одно занятие) 5 дней. Или, если один показ в день, то соответственно 15 дней.
Начинаете показывать в первый день - одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем - самое старое слово - убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.
3 этап: короткие предложения. Я ем. Я играю. Мама читает. Папа спит.
Далее (лично я) делала книжки. Разворот - на одной стороне картинка, на другой - короткое предложение. Или раздраконивала магазинные книжки и заклеивала типографский текст своим собственным - укороченным по смыслу и более крупным по размеру шрифта. Потом предложения удлинняются... Как правило, к этому времени, ребенок уже начинает вполне осмысленно читать и незнакомые слова и любой шрифт.
Короче, тут каких-то строгих рекомендаций быть не может. Фантазия приходит во время еды...

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА:
1. Самое главное! Никогда не проверять ребенка, не экзаменовать. Этого никто не любит, а дети - тем более. Надо подходить к делу с понтом, что он все запомнил. Знания эти накопительного характера. Он обязательно сам выдаст свои познания - надо только подождать. А потом и надоест вам своими "Мам, давай уроки, давай уроки!"
2. Обязательно надо заканчивать занятие ДО ТОГО, как ребенку все надоело.
3. Хвалить, хвалить, хвалить! После занятия обнимите его, поцелуйте, порадуйтесь, какой он умница...

Советую все же не покупать карточки, а сделать самим. Они все же маминой (папиной), родной энергетикой наполнены будут. Это, конечно, трудно, долго...
А еще труднее все это выдержать (родителям) и не бросить. Но зато, поверьте, эффект будет потрясающий и польза, которую трудно переоценить - это и беглость чтения, и выразительность речи, и грамотность, и зрительная и аудио-память, (ведь зрительное и слуховое восприятие тренируются...) и т.д. и т.п.

А самое главное - ребенок ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ, потому что ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, потому что ВСЁ ЛЕГКО и до всего ДОДУМАЛСЯ САМ!


Как происходит занятие.
Берете стопочку из 15 карточек (вначале может быть меньше - я писала выше), ребеночка сажаете перед собой на некотором расстоянии и бодро так и весело показываете карточку и говорите то, что на ней написано - только одно слово без комментариев. И так все карточки - показали и произнесли (я на обратной стороне карточки подписывала, чтобы не заглядывать - что там написано). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого 15-ти секундного действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: "Ай да умница!"

Не буду рассказывать про армию учеников - этим вас не удивлю, все-таки возраст детей был 4-5 лет, а расскажу про своих деток. Мой старшенький сынишка первое слово прочитал, когда ему было полтора года. По телевизору увидел - какой-то клип показывали, а внизу в титрах было написано "Саша". Он и говорит "Сяся" - мы все чуть со стульев не попадали! Такого слова на карточках не было. А в два года и три месяца - я не сдержалась - записала на видео - как он натурально ЧИТАЕТ. Ведь никто не поверил бы! Хотя сегодня многих и этим не удивишь, да мы и не ставим такой цели - кого-то удивлять. С младшим было несколько по-другому... Он более подвижный, более самостоятельный, стремится сам придумывать себе занятия, поэтому занимались мы с ним только, когда он сам предлагал - продвигались чуть медленнее, чем со старшим, но мы не стремились никого "обогнать-перегнать", мы просто развивали мозг. Младший в два года угадывал знакомые слова, написанные любым шрифтом, а читать окончательно научился в три с половиной года. Точнее будет сказать, не "читать", а "демонстрировать нам свое чтение":)
Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему-нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ. Так называемая СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Поэтому лучше дождаться, когда он сам что-нибудь выдаст - тут уж вы его нахвалите.

И ТЕПЕРЬ - САМОЕ ГЛАВНОЕ!!!
Это не должно становится самоцелью -
чтобы ребенок в 2 или 3 года читал!
Тут дело обстоит гораздо более глубоко. Мы таким образом развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, а значит и соответствующие отделы памяти тренируем, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга, опираясь на стимуляцию правого (ведущего в этом возрасте!) полушария.
Как говорила известнейший нейропсихолог Мерили Зденек:" Обучая левое полушарие,- мы обучаем левое полушарие, обучая правое полушарие, - мы обучаем весь мозг!"
Обязательно надо давать слов 10-15 (не меньше 10!) - а то ребенку просто станет скучно, у некоторых детей вовсе может пропасть интерес из-за этого - поэтому будьте бдительны.
Нам-взрослым всё кажется, что это так трудно - зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов.
Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть - никуда не денется, ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно.


Самых больших карточек (шрифт высотой 10см) у меня было штук 60.
Вот по таким темам:
1. "семья" (мама,папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е), дядя, братик и так далее...
2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.)
3. игрушечные звери (которые у вас есть - то есть ребенок их знает: зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия,ну, то есть как вы их называете, когда играете); можно заодно написать и слова, обозначающие "кто как говорит" - "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу" - и т.д. - особенно, если ребенок уже учится говорить.
4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т.д.)
5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т.д.) 6. любимая (ну, если не любимая, то знакомая) еда: молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т.д.
6. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме): спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить.
Соответственно, планируем:
день 1-ый - первый показ - одно слово мама, 2-ой - два слова: мама, папа, з-й показ: три слова - мама, папа, баба,
2-й день - четыре слова: мама, папа, баба, деда, 2 показ- мама, папа, баба, деда, брат. и т.д. до 15 слов.
С 16 слова - первое слово "мама" убираем. Для того, чтобы было понятно, какое слово надо убирать - я на обратной стороне добавляемой карточки писала число - когда она "пришла", чтобы не перепутать, какая именно карточка должна сегодня "уйти". А можно просто написать заранее список слов по порядку, как вы их будете показывать. И тогда просто зачеркивать слова - каждый день по три слова или по одному слову - в зависимости от режима, который вы выбрали.
Можно установить и другой режим показа, например, один раз в день по 10 слов или по 15, как вы решите лучше для вашего ребенка.
Таким образом, получится, что большие слова вы будете проходить месяца два с небольшим (наверняка же будут дни, когда вы будете пропускать занятия).

ЧТО ТАКОЕ "АКТИВНЫЕ" КАРТОЧКИ.

Это слова, которые пишутся на маленьких полосочках плотной белой бумаги (приблизительно 12см на 5см ) черным маркером и обязательно печатными буквами, можно ОТ РУКИ. Это слова, которые только-только появляются в лексиконе ребенка (когда он начинает говорить) или те слова, которые в настоящий момент вызывают у него повышенный интерес, новые слова - АКТИВНЫЕ, т.е. которые он активно употребляет в речи. С этими карточками можно играть как угодно - давать ребенку в руки, играть в разные сюжетные игры: магазин, автоперевозки, ресторан, обед, и т.д. Вместо предметов - идут вот эти самые слова на карточках. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь Мишку), и делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", "конфета", "сок", "торт", "чай", опять "конфета" и т.д.
Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять в каждой игрушке ее имя. И т.д.
Должен ли ребенок повторять слова? Совсем не обязательно. Он это может делать, если у него возникает такое желание, но если он молчит, то это не означает, что слов он не запомнил. Более того, даже если он действительно не запомнил какие-то слова - это не суть важно - важен сам процесс. Мозг набирает информацию, которая в результате жизненной необходимости будет анализироваться - тогда, когда малыш до этого дозреет. Не требуйте от ребенка немедленных результатов. Главное - получать удовольствие от того, что вы вместе играете.

Замечу, что большие красные карточки - это тоже вещь нужная, просто в данном случае результат несколько "не ясен", но большие карточки имеют свою функцию - накопительную, это "фотоснимки", которые отображаются в мозге. А активные карточки помогут вам быстрее увидеть результат и самим испытать положительные эмоции. Кроме того, по свидетельствам многих моих знакомых мам, очень часто именно в результате работы с активными карточками дети-молчуны начинают РАЗГОВАРИВАТЬ!

Активные карточки можно давать в руки и делать с ними вообще что угодно, когда захотите - доставать, когда захотите - убирать. На активных можно писать и всякие мелкие слова - междометия, местоимения ("я", "ты", "ура", "ой"), даже предлоги некоторым нравятся. С этими карточками можно играть, выкладывать их на стол, перекладывать туда-сюда (давай дадим "конфету" Мишке - положили карточку на Мишку и т.д., вот у Мишки "конфета", а "котик" поедет на машине кататься - кладем карточку "котик" на машину, чтобы слово видно было и еще раз говорим "КОТИК" поехал на машине и т.п.) Вместе с навыками сюжетно-ролевой игры развиваются и символьное мышление, и воображение. Активные карточки я заводила параллельно с красными и с глаголами и прилагательными, и словосочетаниями... А вот потом пошли маленькие книжечки (на одной странице - слово, на следующей - картинка... помните?).
Большие книжки делают так: берете большие листы для черчения (формат А3) складываете пополам, сшиваете или скрепляете в виде книжки. Все это хозяйство разукрашиваем, наклеиваем картинку на страницу - снизу предложение короткое (отпечатано на принтере крупным шрифтом и приклеено). Например: Художник рисует.
Можно делать такие тематические книжки: Профессии (будут простые глагольные предложения), Цвета, Противоположности (будут предложения с прилагательными), Вежливые слова (в разделе "Обучающие презентации" можно скачать подобную книжку "Волшебные слова") и т.п.
Более продвинутый вариант - переделывание магазинных книжек. Укорачиваете текст книжки, желательно при этом сохранить художественность и стиль произведения, отпечатываете крупным шрифтом на принтере и заклеиваете книжный текст своим собственным. Если не хватает места, можно сделать дополнительные страницы. (фото книжек можно посмотреть по ссылке внизу страницы).


Вопрос: -В каком возрасте начинать заниматься???

Ответ: Кто-то может сказать, что ребенка трудно заинтересовать, что он не хочет сидеть на месте... Действительно, такое встречается - но, как правило, в возрасте 1 года - когда ребенок активно начинает ходить, и ему гораздо интереснее двигаться, чем сидеть на месте (даже пол-минуты). Поэтому лично я считаю самым удачным временем начала занятий - до года (месяцев с 8), либо после двух. А потом сами от него бегать будете!
И к трем годам - несмотря на то, что мы с вами такую цель не ставили! - ваш малыш, скорее всего, уже будет прекрасно читать.

Удачи вам в этом нелегком, но приятном деле!


ВЕРНУТЬСЯ В МАСТЕР-КЛАСС

НАПИСАТЬ АВТОРУ

Hosted by uCoz