МУЗЫКА ИНТЕЛЛЕКТА

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ МАТЕМАТИКА

По мнению физиологов, именно «правополушарность» маленьких детей (Прим. автора - об этом подробнее в разделе "глобальное чтение") предоставляет им огромное преимущество перед взрослыми в деле постижения музыкального, литературного или математического языков. Если взрослые (не музыканты) вообще могут читать ноты, то им намного легче узнать написанную ноту, чем представить себе звук, который передается посредством этой ноты. То же и в математике – при словосочетании «тридцать семь» взрослый (не математик) скорее всего представит знаковое сочетание, соединение цифр – «37». Ребенку же гораздо проще и комфортнее, чем взрослому представить себе реальный звук, который записан музыкальным символом или определенное реальное количество предметов, обозначенное цифрами. Маленькие дети могут на самом деле видеть и почти мгновенно идентифицировать фактическое количество предметов так же хорошо, как и звуковысотность и количество музыкальных звуков, ЕСЛИ ИМ ДАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛАТЬ ЭТО В ДОСТАТОЧНО РАННЕМ ВОЗРАСТЕ и прежде, чем они знакомятся с цифровой и нотной записью.

Основой математических знаний является арифметический счет, число. Цифра – это математический знак, с помощью которого число обозначается. Главной же проблемой, на наш взгляд, которая мешает детям понимать математику, является, то, что педагоги часто учат детей оперировать цифрами, а не фактическими количествами.

В основу формирования у детей математических представлений нами были положены методики Г.Домана (идентификация количества) и Н.Зайцева (таблица стосчета). В группе четырехлеток на протяжении полугода мы работали только с количественными характеристиками числа, не используя цифры. Для знакомства с цифрами и их запоминания понадобился всего один урок. В начальной школе, как правило, все дети уже хорошо знакомы с цифрами, но не всегда представляют себе действительное количество, которое эти цифры обозначают. Отсюда, на наш взгляд, и возникают проблемы с арифметическими вычислениями, составом числа и т.п.

Музыка предоставляет нам большие возможности для того, чтобы обучать детей математике быстро, качественно, легко и увлекательно. Благодаря музыкальным упражнениям в математике можно наглядно увидеть, услышать, «пощупать» количество – мы видим нотные обозначения, слышим звуки, играем на клавишах. Кроме того, как уже отмечалось в других статьях, слушание симфонической музыки оказывает положительное воздействие на формирование математического мышления у детей.

Ученые, изучавшие взаимосвязь между восприятием музыки и мыслительными процессами (Генрих Гетце 1994, Мария Спайхигер 2000) утверждают, что оперируя математическим рядом чисел и выполняя любые арифметические действия «в уме», будь то сложение, вычитание, умножение, деление или даже извлечение корня и возведение в степень, человек достигает результата весьма похожими пространственными мыслительными операциями, что и при дифференциации звуковысотности и длительности. Иными словами, при решении математических и музыкальных задач наш мозг производит довольно схожие операции. Не случайно многие музыкальные теоретики обладают хорошими арифметическими способностями и прекрасно играют в шахматы.

Общность и единообразие математических и музыкально-теоретических процессов служит свидетельством того, что занятия математикой могут значительно облегчить изучение музыкальной гармонии и сольфеджио, и наоборот – решение музыкальных задач и упражнений или даже просто активное восприятие музыки может способствовать улучшению арифметических навыков.


Алиса Пушинская.


НА ГЛАВНУЮ

ВЕРНУТЬСЯ В МАСТЕР-КЛАСС

НАПИСАТЬ АВТОРУ

Hosted by uCoz